Структура бухгалтерии

Правовые и финансовые вопросы

Бесплатная консультация юриста!



Как организовать структуру бухгалтерии?

Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером или другим должностным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а ее структура определяется работодателем самостоятельно в зависимости от вида и масштаба деятельности, территориальной расположенности организации, уровня автоматизации, организации труда.

Структурные подразделения, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц отражаются в штатном расписании, которое утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” ведение бухгалтерского учета и хранение документов организует руководитель организации. Он обязан выбрать и утвердить приказом один из вариантов:

  • возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации;
  • заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
  • принять ведение бухгалтерского учета на себя (в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ).

При этом руководитель бухгалтерской службы при ее организации должен учитывать обязательные требования Федерального закона N 402-ФЗ, иных нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, требования Налогового кодекса РФ в части:

  • организации ведения бухгалтерского учета, налогового учета и хранения учетных документов;
  • разработки учетной политики организации;
  • регистрации в первичных учетных документах каждого факта хозяйственной жизни, последующего обобщения их в регистрах бухгалтерского и налогового учета и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • инвентаризации активов и обязательств;
  • соблюдения кассовой дисциплины;
  • требований к бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности, ее составу, периодичности представления;
  • организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.
Читайте также  Какие правовые последствия может повлечь неуплата утилизационного сбора

Следовательно, к основным трудовым функциям главного бухгалтера можно отнести формирование учетной политики, организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета, налогового и управленческого учета. Остальные функции могут быть делегированы подчиненным.

Перечень трудовых функций, требования к образованию и квалификации для должности “Главный бухгалтер”, “Бухгалтер” определены в Профессиональном стандарте “Бухгалтер”, утвержденном Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н, и в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее – Справочник).

Если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации производных должностей (старших, ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений), согласно п. 7 Общих положений Справочника, определяются на основе данных базовых должностей, содержащихся в Справочнике, и регулируются локальным нормативным документом организации, например положением о бухгалтерии.

Читайте также  Правомерна ли покупка организацией земельного участка, предоставленного гражданину для ведения личного подсобного хозяйства? Каковы налоговые последствия сделки?

На практике обычно выделяются отдельные функции (направления работы), которые, в зависимости от объема работ, могут выделяться в участки и могут быть закреплены за конкретным работником и/или группой работников. Участки могут распределяться следующим образом:

  • заместитель главного бухгалтера/старший бухгалтер – расчет себестоимости товаров (работ, услуг), налогов (НДС, прибыль), представление налоговой отчетности, бухгалтер по заработной плате – расчет заработной платы, пособий, отчислений в фонды, представление отчетности по НДФЛ и страховым взносам;
  • бухгалтер по операциям с денежными средствами – отражение операций с денежными средствами по расчетным счетам, кассе, расчетов с подотчетными лицами;
  • бухгалтер по расчетам – отражение расчетов с поставщиками и покупателями, другими кредиторами и дебиторами.

Бухгалтер по основным средствам – бухгалтерский и налоговый учет основных средств, амортизация, строительство, налог на имущество, землю, транспортный налог.

Организационная структура, состав должностей и штатная численность работников бухгалтерии определяются исходя из фактических объемов работ, которые могут существенно отличаться в зависимости от вида и масштаба деятельности, а также территориальной расположенности организации, уровня автоматизации учета, уровня детализации управленческого учета и др.

При увеличении масштаба и направлений деятельности увеличиваются число хозяйственных ситуаций, внутренний документооборот в организации и, как следствие, усложняется процесс ведения бухгалтерского учета, растет численность работников бухгалтерии. Наличие филиальной сети также отражается на составе специалистов службы, а именно: возникает потребность в специалисте-методологе, разрабатывающем единый подход ведения бухгалтерского, налогового, управленческого учета, а также специалисте, осуществляющем консолидацию учетных данных. Налоговый учет, оптимизация налогообложения и работа с налоговыми органами могут быть выведены из-под обязанностей бухгалтерии и переданы отдельному подразделению.

Читайте также  Какие правовые последствия может повлечь неуплата утилизационного сбора


Бесплатная консультация юриста!

Оцените статью
Добавить комментарий